Жидкостный нейтрализатор

Жидкостный нейтрализатор

Жидкостный нейтрализатор фирмы Зальцгиттер (ФРГ) испытывали в лаборатории автомобильных нейтрализаторов на откаточном стенде с двухтактным дизелем ЯАЗ-М2О4Б. Для очистки газа использовали 10%-ный водный раствор сульфита натрия   (Na2SО3) с добавкой   0,5%   гидрохинона   (С6Н6О2).

Нейтрализатор обеспечивал полную очистку отработанных газов от альдегидов. Окислы азота улавливались на 28-63%.

Жидкостный нейтрализатор НТЖ-2, установленный на автосамосвале МАЗ-205, испытывали при проходке тоннелей Нурекской ГЭС. Нейтрализатор НТЖ-2 представляет собой металлический сварной ящик прямоугольной формы, изготовленный из листовой стали толщиной 1,5-2 мм. Длина нейтрализатора 900 мм, ширина 608 мм, высота 530 мм. С выхлопной трубой двигателя его соединяют при помощи трубопровода диаметром 70 мм.

Выхлопные газы поступают по трубке  в коллектор, который представляет собой серию трубок с отверстиями диаметром 3 мм, расположенными на нижней половине труб, обращенной ко дну. В рабочем состоянии трубки коллектора погружены па 200 мм в очистительный раствор. Из очистительного раствора через успокоитель выхлопные газы поступают в фильтрующую коробку и направляются в сепарационные устройства. Сепарационное устройство предназначено для предупреждения выброса раствора из нейтрализатора. Газы из нейтрализатора выходят через патрубок. Вес нейтрализатора  с очистительным  раствором 230 кг.

В результате применения нейтрализаторов токсичность выхлопных газов снизилась в 4,6 раза.

Для обеспечения санитарной нормы при работе автосамосвала, оборудованного этим очистителем, требуется подавать свежего воздуха 2,4 м3мин на 1 л. с. мощности двигателя. К недостаткам жидкостных нейтрализаторов следует отнести отсутствие реакции раствора с окисью углерода, относительно большой размер и вес конструкции, большой расход и частая замена раствора (200 л в сутки), плохая работа при отрицательных  температурах.

В отдельных случаях неплохой эффект достигается при использовании для поглощения газов скрубберов. На подземных предприятиях Канады дизельное оборудование снабжают водяными скрубберами со щелочью (кальцинированная сода, негашеная известь). Воду в них меняют два раза в смену (через 4 ч).  Скрубберы изготовляют из  нержавеющей стали.

Каталитический способ дожигания выхлопных газов основан на принципе окисления газов в присутствии специального катализатора. При этом способе нейтрализации выхлопной газ с добавлением свежего воздуха или кислорода пропускают через аппарат, содержащий каталитически активные поверхности, контактируя с которыми токсические компоненты (СО, альдегиды и др.) догорают с выделением углекислого газа слабой концентрации  и водяного пара.

За рубежом наиболее распространены катализаторы фирмы Окси-Франс (Франция). Каталитический окислитель этой фирмы обычно состоит из керамических пластинок или стержней, покрытых алюминиево-платиновой фольгой. Реакция каталитического сгорания протекает при высокой температуре выхлопных газов (не ниже 250°С). Нормальный срок службы таких газоочистителей 2500 ч. Нейтрализаторы фирмы Окси-Франс приспособлены как для бензиновых, так и для дизельных  двигателей.