Практика Бразилии

Практика Бразилии

Сооружение гидроэлектростанции в Форсакава (1945-1956 гг.) намечалось вести в устойчивых гнейсах. Несмотря на тщательную геологическую разведку, проводимую алмазным бурением для определения устойчивости пород, выбор места расположения подземного машинного зала при уточнении оказался не вполне удачным. Средняя часть машинного зала, примыкающая часть шахтного трубопровода и выработки для отсасывающих труб пересекались зоной сброса, представленной прослойками полностью каолинизированных гнейсов мощностью по 2-4 м с примыкающими к ним сильнотрещиноватыми скальными породами. Общая толща разрушенной зоны достигала 10 м, причем некоторые нижние плоскости сброса оказались заполненными водой.

Сложная геологическая характеристика разрабатываемых пород осложнила проведение горных работ при сооружении подземной камеры. Для разработки камеры высотой 33,4 м. шириной 23,5 м и длиной 116 м была проведена серия подготовительных выработок, обеспечивающих доступ к разработке отдельных частей камеры. С этой целью с поверхности на уровне 15 м выше основания камеры была пройдена строительная штольня  сечением 53 м2, протяженностью (до машинного зала)   100 м.

На участке машинного зала строительная штольня была пройдена с подъемом 14% и к центру машинного зала вышла на отметку пят свода. На этом уровне из строительной штольни были пройдены горизонтальные поперечные выработки, из которых проведены по линии пяты свода вдоль стен боковые штольни сечением 16 м2, служащие для разработки подсводовой  части.

Для осуществления доступа в нижнюю часть камеры из строительной штольни была пройдена наклонная выработка сечением 14 м2 с уклоном 12%, соединившая строительную штольню с отводящим тоннелем, сечение в проходке 8,5×8 м.

Из наклонной выработки на уровне подошвы камеры вдоль всей камеры была пройдена транспортная штольня, соединенная с отводящим тоннелем и выработками для распределительных водоводов. Кроме того, для перепуска породы при разработке верхней части ядра камеры из транспортной штольни в центре и в торцовых частях было пройдено три наклонных восстающих с углом  наклона 42°.

Разработка подсводовой части осуществлялась способом опертого свода. Пройденные продольные выработки у пят свода расширялись с выемкой до основания пят свода; затем устанавливали арматуру и бетонировали пяты свода, после чего приступали к выемке породы по контуру свода. Отбитую породу перепускали на продольные выработки, откуда погрузочными машинами типа Эймко-40 грузили в вагонетки емкостью 2 м3 и транспортировали по строительной штольне в  отвал.