Смазка типовых узлов строительных машин

Смазка типовых узлов строительных машинВ зависимости от рода загустителя смазки разделяются на: а) кальциевые (солидолы), которые обладают высокой влагостойкостью и сравнительно невысокой температурой каплепадения (60-110° С); б) натриевые (консталины), имеющие высокую температуру каплепадения (100-200° С и выше) и невлагостойкие; в) кальциево-натриевые, обладающие более высокой температурой каплепадения, чем кальциевые, и меньшей чувствительностью к влаге, чем натриевые; г) углеводородные, имеющие невысокую температуру каплепадения (от 60 до 80° С) и растворимые в жидких нефтепродуктах. При выборе сорта смазки руководствуются физико-химическими свойствами масел и особенностями узла машины, подлежащего смазыванию.

При больших нагрузках смазка может выдавливаться из подшипника, поэтому узлы, работающие с большим удельным давлением, требуют более вязких масел.

Между вязкостью масла и скоростью скольжения существует обратная зависимость: чем больше скорость, тем меньше должна быть вязкость масла, и наоборот. Чрезмерно густая смазка при значительной скорости, как правило, приводит к перегреву подшипника или редуктора.

При проектировании машин стремятся учесть все эти факторы и создать такие условия работы узлов трения, чтобы получить в них по возможности жидкостное трение. Данные, относится к хорошо обработанным поверхностям, эксплуатируемым при температуре не выше +30°С. Выбор смазки для деталей, работа которых связана со значительным теплообразованием, зависит от температуры вспышки масла и содержания в нем смол и кислот.

Если масло достигнет температуры вспышки или близкой к ней, начнется испарение или даже горение масла с образованием смолистых осадков и нагара. Кроме того, с повышением температуры (выше 80-Ю0°С) некоторые сорта смазки разлагаются и выделяют кислоты, разрушающие металл.