Кислотное число масла

Кислотное число маслаКоличество механических примесей определяется по ГОСТ 6370-59, а воды — по ГОСТ 2477-44 (7822-55). Относительная склонность масла к образованию нагара оценивается величиной его коксуемости (коксовое число), определяемой по ГОСТ 5987-51. Коксовым числом называется процентное содержание кокса в навеске масла. Коксовое число моторных масел колеблется от 0,16 до 0,8%. Нагар образуется в результате сгорания масляной пленки в камере сгорания при температуре, достигающей 2000°С. Физические свойства нагара непостоянны; внешний вид, состав и характер нагара бывают различными. Нагар причиняет двигателю большой вред; он нарушает тепловой режим двигателя и нормальную работу клапанов и свечей, способствует детонации, загрязняет смазку, снижает мощность.

Толщина слоя нагара с течением времени увеличивается и достигает своего предельного значения, соответствующего тепловому режиму работы двигателя. Чем выше температурный режим в цилиндре, тем меньше толщина слоя нагара.

Температура (воспламенения) — температура, при которой в установленных (ГОСТ 4333-48) условиях нефтепродукт загорается при поднесении к нему пламени и горит не менее 5 сек. Этот показатель характеризует наличие в масле легких углеводородов.

При определенных условиях в масле могут образоваться осадки, состоящие из стабилизированной сложными соединениями Fe, Pb и Si, эмульсии воды в масле. Эти осадки загрязняют масляную систему двигателя и уменьшают эффективное сечение маслопроводов или даже полностью прекращают подачу масла к узлам трения.

Возникновение осадков связано главным образом с попаданием в картер двигателя воды и зависит от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя (например, если принять количество осадков при температуре охлаждающей воды 35°С за 100%, то при повышении температуры до 82°С количество осадков уменьшится до 38%), а также от коэффициента избытка воздуха и содержания механических примесей в масле.