Оценка торфяных болот как оснований дорог

Современное состояние техники строительства автомобильных и железных дорог требует от инженеров решения ряда вопросов, связанных с возведением устойчивого земляного полотна на болотах. Решение этих вопросов оказалось невозможным без специального изучения болот с точки зрения возможности возведения на них устойчивых насыпей. Для обоснования проектных решений понадобилось изучить: 1) качество торфяного основания насыпи; 2) причины, вызывающие деформации земляного полотна; 3) конструкции, гарантирующие насыпи на болотах от деформирования. Материалы, на основании которых составлялись характеристики торфяных месторождений, собирались в течение 15 лет во время изысканий, постройки и эксплуатации автомобильных дорог в различных районах. Для расчета осадок насыпей на болотах использованы данные А. А. Арсеньева.

Краткие выводы из перечисленных работ приводятся ниже. Качество торфяных болот, рассматриваемых как основание дороги, определяется: 1) составом торфяного основания, т. е. слагающих его торфяных пластов и их физико-механическими свойствами; 2) составом и рельефом дна болота; 3) водным режимом болота. Торф — органогенная порода типа конгломератов. Остатки растений-торфообразователей цементированы в нем бесформенной гумусовой массой. Количество гумусовой массы и степень насыщения ее водой влияют на размеры деформаций торфяного полотна. Остатки растений-торфообразователей являются основным критерием для определения торфа как основания дороги. Существует 18 пластообразующих видов торфа. Виды торфов объединены в группы.

В основу такого объединения проф. Н. Я. Кап положил наличие и состав минеральной части торфов, определяемой по их зольности. Таких групп три: 1) торфы с конституционной зольностью; 2) торфы с наносной зольностью; 3) полуторфы.