Ложная монументальность

В своем докладе И. А. Онуфриев правильно указал на необходимость добиваться уменьшения типо-размеров сооружений и их элементов и блокировки мелких цехов. Насколько важно это мероприятие, видно из нашего — опыта по созданию объектов судостроительной промышленности. Совместно с технологами и конструкторами удалось свести число пролетов осговных зданий до трех, число размеров шага колонн также довести до трех: 24, 12 и 6 м. Выбранная нами оригинальная схема конструкции перекрытий с поперечными фонарями для всех обрабатывающих цехов, независимо от величины пролета, дала возможность применить один и тот же тип продольного ригеля с прямоугольным фонарем на нескольких заводах более десяти раз. Типизация позволяет архитекторам добиваться необходимого единства масштаба, связать разнородные цехи в единый ансамбль. Мы нашли возможным применить одни и те же конструкции цехов и целые цехи в разных точках Союза. Требование технологов о создании равномерной освещенности во многих «лучше всего решается верхне-боковым остеклением, представляющим к тому же часто возможность отказаться устройства фонарей. Кроме того, это позволяет архитектору расчленить вертикальное ограждение цеха не, а правдиво и органически, разделив его на глуху» нижнюю и легкую верхнюю части, а все ограждения в целом трактовать художественно, как заполнитель каркаса. Этот принцип легкости мы проводим последовательно.

В отличие от некоторых архитекторов мы считаем, что величие и монументальность вовсе не требуют обязательного искусственного подчеркивания тяжеловесности и. массивности стены. При таком подходе игнорируется тектоника современного каркасного промышленного здания и маскируется та большая творческая работа, которую вкладывают в наши сооружения конструкторы, стремящиеся достигнуть наибольшей легкости. Мы считаем, что задача архитектора — воспользоваться художественными возможностями, заложенными в этих мощных, но легки конструкциях.