Практика Канады

Практика Канады

Строительство подземных сооружений в Канаде получило свое развитие за последние годы, особенно при сооружении подземных гидроэлектростанций. Для размещения подземных сооружений выбирают прочные и устойчивые горные породы, что обеспечивает проведение выработок большого сечения раскрытием на полный профиль с применением механизированного проходческого оборудования.

При обнажении больших по площади плоскостей пород применяют временную анкерную крепь, укрепляющую скальный массив и обеспечивающую безопасность работ до возведения бетонной крепи. Глубина заложения подземных сооружений достигает 400 м от поверхности. Скорость проведения горных выработок большого сечения (50-100 м2) составляет 160-260 м/месяц.

Выемку породы в камерах ведут в два этапа: разработка подсводовой части большими заходками (длиной до 40 м) и бетонирование свода (ГЭС Нечако-Кемано) или раскрытие подсводовой части на полный профиль с креплением свода анкерной крепью с двойной металлической сеткой (ГЭС Берсимис). Разработку ядра камеры ведут широким фронтом с применением глубоких взрывных скважин и креплением стен камеры сборными железобетонными блоками.

Для обуривания забоев сечением более 30 м2 применяют изготовляемые на месте работ буровые рамы со смонтированными на них полками в два или три яруса. На полках устанавливают от 6 до 16 тяжелых перфораторов или более 20 легких перфораторов.

В выработках и камерах сечением 50 м2 и более породу грузят электрическими и дизельными экскаваторами специального типа или, если позволяют размеры выработок, унифицированными серийными машинами, применяющимися на открытых работах, с ковшом емкостью 1 м3 и более. Широкое применение для транспортировки породы при разработке камер большого сечения находит самоходный транспорт грузоподъемностью 14 и 25 т. На автосамосвалах, работающих под землей, конструируют двойное рулевое управление с откидным сиденьем водителя вперед и назад, благодаря чему добиваются хорошей видимости во время движения в ту или иную сторону. В зависимости от грузоподъемности и дальности перевозки автосамосвалы достигают производительности 300-500 т/смену.

Для крепления свода в скальном грунте широко используют металлические анкерные крепи. Места, где скальные породы разрушаются под действием влаги или воздуха, торкретируют или крепят железобетонными плитами. Обычно при возведении монолитной бетонной крепи применяют стальную и алюминиевую передвижную опалубку. Бетон подается за опалубку  бетононасосом.

В 1959 г. на состоявшемся в Лондоне совещании по строительству тоннелей особо отмечалась организация работ по подземным сооружениям, осуществленным при строительстве подземной ГЭС Нечако-Кемано (1951 -1956 гг.). В комплекс строительства входила проходка основного тоннеля поперечным сечением 48 м2 протяженностью 16 км, крутопадающих восстающих выработок (напорные трубопроводы с общим превышением 720 м), строительные штольни поперечным сечением от 23 до 48 м2 и сооружение подземной камеры машинного зала шириной 24,8 м, высотой 36,8 м и длиной (первая очередь) 214 м. Камера машинного зала проходилась в кварцевых диоритах и гранодиоритах.

При проходке основного тоннеля и строительных штолен обуривание забоев проводилось со специально сконструированной буровой платформы с тремя полками, на которых устанавливали перфораторы. Буровая платформа представляет собой металлическую конструкцию, состоящую из рамы высотой 7,33 м, шириной 4,5 м и длиной 5 м, установленную на колесной тележке для  перемещения по  рельсовому   пути   колеей 4500 мм. На раме смонтированы полки для установки перфораторов.

Полки размещены в три яруса через 2,2 м по высоте и выступают в горизонтальной плоскости по 1,2-1,4 м за вертикальные стойки рамы. На втором полке установлен вертикальный вагоноперестановщик. Нижний полок расположен на высоте, обеспечивающей свободный проход электровоза с вагонетками. Во время погрузочных работ второй полок складывается, создавая свободное пространство по высоте для перестановки вагонеток вертикальным перестановщиком. Обмен вагонеток при погрузке осуществлялся при помощи вертикального вагоноперестановщика, установленного на буровой платформе.