Исследовательские работы по нейтрализации

Исследовательские работы по нейтрализации

Исследовательские работы по нейтрализации выхлопных газов ведутся в ряде институтов Советского Союза. Однако отсутствие серийно выпускаемых фильтров сдерживает применение дизельных и бензиновых двигателей на подземных работах.

Из отечественных опытных конструкций каталитических нейтрализаторов представляет интерес нейтрализатор КДШ-1000 конструкции Центрального научного института топливной аппаратуры. Катализатор КДШ-1000 предназначен для дизельных двигателей. Каталитические элементы выполнены в виде шариков диаметром 3,5-5,5 мм из окиси алюминия с нанесенной на них платиной. Степень обезвреживания выхлопных газов при температуре выше 250 °С составляет: окись углерода — 40- 80 %;  альдегиды — 50- 100 %;  углеводороды — 50-80 %.

Горным бюро США разработан ряд предохранительных мер определены требования для безопасного использования оборудования с дизельным приводом в подземных условиях. Так, у дизельных двигателей, предназначенных для работы под землей, подача воздуха для образования горючей смеси должна быть на 33-35% больше, чем у работающих на поверхности. Необходимо, чтобы дизельное топливо было свободным от грязи и воды; не содержало более 0,5% серы, что ограничивает образование ее окислов  в  выхлопных газах.

В ФРГ установлены требования, по которым выхлопные газы дизельных двигателей не должны содержать более 0,05%. При повышении концентрации окиси углерода до 0,12% работа в горных выработках должна быть прекращена. В выработки, где применяется оборудование с дизельными двигателями, по правилам, действующим в США, необходима подача 2 м3мин свежего воздуха на 1 л. с. работающего двигателя сверх количества, рассчитанного по другим факторам. В ФРГ эта норма составляет 6 м3/мин, в Канаде 2,1 м3/мин, во Франции 4 м3/мин.

Альдегиды, находящиеся в выхлопных газах даже в незначительных количествах (одна миллионная часть по объему), имеют характерный запах и вызывают сильное раздражение-слизистой оболочки глаз. Установлено, что альдегиды обычно-начинают чувствоваться  (запах, раздражение оболочки глаз) водителями работающих машин еще задолго до того, когда содержание окиси углерода и окислов азота в подземной атмосфере начинает превышать установленные санитарные нормы.