Использование в подземном строительстве оборудования с дизельным и бензиновым приводами

Использование в подземном строительстве  оборудования с дизельным и бензиновым приводами

Основные вредные составляющие отработанных газов двигателей внутреннего сгорания — окись углерода, окислы азота, кислородсодержащие органические вещества (главным образом альдегиды) и углеводороды. Отработанные газы содержат также твердые и жидкие частицы, образующие дым. Количество и токсичность выхлопных газов зависят от конструкции, мощности, технического состояния и режима работы двигателей,

Анализ показывает, что суммарная токсичность выхлопных тазов двухтактных двигателей значительно больше, чем четырехтактных.

Содержание наиболее ядовитых продуктов сгорания дизельного топлива (альдегидов и формальдегидов) в выхлопных газах при холостом ходе двигателя значительно выше, чем при нагрузке. Поэтому желательно при временной остановке оборудования двигатели  выключать.

Для подсчета количества воздуха, необходимого для разбавления выхлопных газов до санитарной нормы, некоторые авторы рекомендуют формулу

Из приведенных цифр можно сделать вывод, что при использовании под землей дизельного оборудования для создания нормальной атмосферы необходимо большое количество воздуха, подача которого потребовала бы значительных затрат средств и времени. Поэтому основное внимание уделяется изысканию средств обезвреживания выхлопных газов перед их выбросом, что позволяет значительно снизить количество воздуха, необходимого для проветривания. Нейтрализация вредных примесей выхлопных газов может быть осуществлена поглощением химическими растворами и каталитическим дожиганием.

В зарубежной практике наибольшее распространение получили жидкостные очистители, содержащие водный раствор 10%-ного сернокислого натрия с добавкой 0,5-5% гидрохинона или 10%-ные растворы двууглекислой соды и сульфата закиси железа. В Ленинградском горном институте разработана конструкция жидкостного газоочистителя (авторы Н. З. Битколов и Т. Ф. Мирошниченко), работа которого основана на принципе поглощения выхлопных газов 10%-ным раствором двууглекислой соды.

Опыт работы жидкостных нейтрализаторов показал, что вредные примеси выхлопных газов осаждаются и растворяются. Альдегиды поглощаются на 95-100%, окислы азота — на 30- 60%, сернистый газ — полностью. На окись углерода и углекислый газ очиститель почти не реагирует. Следует иметь в виду, что для каждого типа двигателя и каждого случая эксплуатации автотранспорта следует рекомендовать свой тип нейтрализатора.