Строительство подземных сооружений ГЭС Трангслет

Строительство подземных сооружений ГЭС Трангслет

Строительство подземных сооружений ГЭС Трангслет (1955-1962 гг.) включало проходку выработок сечением 125, 143, 52 м2 и специального строительного тоннеля длиной 400 м и сечением 60 м2 для разработки камеры машинного зала; камеры машинного зала длиной 75 м, высотой 24 м и шириной 16 м; уравнительной камеры; шахты глубиной 60 м для вывода высоковольтных кабелей и некоторых вспомогательных выработок. Общий объем подземной выемки составил 900 тыс м3.

Проходка тоннелей в зависимости от сечения и положения тоннеля    осуществлялась сплошным забоем при сечении 52-60 м2 и уступным при сечении 125-143 м2. При проходке сплошным забоем и разработке верхнего уступа бурение велось с буровых рам ручными перфораторами на пневмоподдержках. Буровую раму монтировали на автомобильном шасси, на которое вместо кузова устанавливали платформу.

Глубина шпуров принималась 6 м, подвигание за один взрыв составляло 5,5 м. Комплект бурового инструмента состоял из четырех буровдлиной 1,6; 3,2; 4,8; 6,4 м; диаметр головки соответственно 38, 36, 34 и 32 мм. Одним буром пробуривали 100-120 м шпуров, головки затачивали через 20 м бурения. На буровой раме при  обуривании  верхнего  уступа размещалось девять перфораторов, обслуживаемых 9 бурильщиками. Всего в бригаде было 13 человек.

При разработке нижнего уступа шпуры бурили сверху вниз с наклоном под углом 70°. Для бурения применяли тяжелые перфораторы с направляющими рамами, установленными на тележке на пневматическом ходу. Тележку перемещали двумя небольшими электрическими лебедками, расположенными на раме тележки. Концы канатов лебедок (длиной примерно 70 м) закрепляли  за специально установленный анкер.

По ширине тоннеля бурили 7 шпуров (семью перфораторами) диаметром 51 мм и глубиной по 7-8 м. Расстояние между шпурами принималось 1,5 м, расстояние между рядами шпуров 1,7 м.

Взорванную породу грузили экскаваторами с ковшом емкостью 1 -1,5 м3 в автосамосвалы грузоподъемностью 20 и 25 г. Производительность погрузки составила 28-50 м2/ч.

Разработка камеры под машинный зал осуществлялась последовательно четырьмя уступами высотой по 6 м. Для разработки вначале был пройден строительный тоннель  сечением 60 м2, который на уровне второго горизонта (по сечению второго уступа) пересекает машинный зал. Из строительного тоннеля к подсводовой части была пройдена наклонная выработка из которой разрабатывали подсводовую часть  на всю длину камеры. После закрепления свода разрабатывали второй уступ. Затем на уровне третьего уступа был пройден съезд и разрабатывался третий уступ. Нижний (четвертый) уступ разрабатывали со стороны отводных тоннелей через  временный съезд.

Проходку шахты для кабелей и наклонных тоннельных выработок вели снизу вверх при помощи механизированного агрегата для проходки восстающих.