Бурение при разработке разрезных щелей

Бурение при разработке разрезных щелей

Бурение при разработке разрезных щелей велось тяжелыми бурильными машинами с помощью штанг с коронками, армированными алмазами. Отбитую породу скреперными установками с лебедками мощностью 35 кет подавали к фурнелям, по которым перепускали на почву транспортной выработки (у основания камеры). Затем породу грузили электрической погрузочной машиной типа Эймко с ковшом емкостью 0,57 м3 в автосамосвалы и транспортировали по отводящему тоннелю б отвал.

Подсводовый массив обуривали из разрезных щелей бурильными машинами с составными штангами с коронками, армированными алмазами, скважинами диаметром 37 мм и длиной 18 м. Бурение велось одновременно из трех разрезных щелей (обуривалось два участка) в направлении к середине массива. Скважины располагались по площади забоя полукольцами, оконтуривая очертание свода, и взрывались последовательно1, начиная с нижних полуколец.

Полный комплект состоял из 141 скважины. Выход горной массы составил 2,15 м3 на 1 м скважины, расход ВВ — 0,5 кгм3. Отбитую породу перемещали бульдозерами и сбрасывали по восстающим на почву, откуда погрузочной машиной грузили в автосамосвалы и транспортировали в отвал.

Для бетонирования свода применялась сборная опалубка портального типа с пролетом 28 м, установленная для передвижения на рельсах, уложенных на уровне пят свода. Каждый опалубочный щит имел длину 9 м.

Пластичный бетон приготавливался в бетономешалке, установленной на транспортной выработке у основания восстающего, по которому бетонную смесь подавали бадьями в бункер бетононасоса, расположенного на верхней площадке. Бетононасосом бетон нагнетался за опалубку. Толщина слоя  бетона у пят свода составляла 1,6 м и в замке свода 0,7 м. Опалубку передвигали для бетонирования последующего участка при достижении  прочности  бетона  на сжатие  140 кГсм2.

После разработки и крепления свода приступали к разработке ядра камеры. Разработку ядра камеры начинали с создания разрезной щели по продольной оси камеры. Для этого из транспортной выработки по ширине ее кровли (8,2 м) бурили снизу вверх шпуры и взрывали породу на подошву выработки. После получения разрезной щели шириной 8 м дальнейшую разработку горного массива вели расширением этой щели от  центра  к стенкам  камеры.

Бурение взрывных скважин велось тяжелыми бурильными машинами с применением составных штанг с коронками диаметром 87 мм, армированными алмазами. Глубина скважин составляла 24 м (от верхней плоскости на уровне пят свода до подошвы камеры). Расстояние между рядами скважин составляло 1,7 м, расстояние между скважинами в ряду принималось также 1,7 м.

В качестве ВВ применялся 60%-ный патронированный динамит типа Джиант, размер патронов 0,4-0,2 м. Расход В В составил 0,26 кг/м3. Взрывание электрическое, электродетонаторами с 15 ступенями замедления.

Отбойка породы производилась последовательным расширением отдельных участков длиной по 36 м. Отбитую породу экскаватором с ковшом емкостью 1,14 м3 грузили в дизельные самосвалы грузоподъемностью 14 и 25 т, которыми транспортировали  по  отводящему тоннелю в отвал.

Операции по бурению и уборке породы совмещались во времени. Во время уборки породы велось обуривание последующего (по длине камеры) участка. У стенок камеры для уменьшения сейсмического влияния от взрывов бурили менее глубокие скважины, в которые закладывали меньшее количество  ВВ.

Стены камеры обнажали небольшими участками длиной по 8-10 м и крепили анкерной крепью, устанавливаемой на цементном растворе. Стены облицовывали сборными железобетонными плитами, которые устанавливали при помощи подвесных полков, перемещаемых лебедками, закрепленными на кронштейнах.